Начиная с 5 декабря вступает в действие эмбарго на морские поставки российской нефти в страны Евросоюза. Также начинает действовать потолок цен на нефть из РФ, введенный ЕС, G7 и Австралией.
Напомним, что эмбарго на российскую нефть было согласовано в ЕС еще в конце мая, исключение действует для Болгарии.
Кроме того, под санкции также не попадают поставки по трубопроводу «Дружба». Санкции предполагают также запрет на европейское страхование танкеров для поставок нефти из РФ в третьи страны. Планируется, что с 5 февраля 2023 года будет также запрещена закупка нефтепродуктов, отмечает «Коммерсантъ».
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, потолок на самом деле не запрещает европейским странам покупать российскую нефть. "Россия к такой ситуации готовилась, даже западные СМИ сообщали о массовой закупке танкеров, чтобы у наших компаний был свой транспорт для экспорта. Дело в том, что покупать российскую нефть выше потолка по новым санкциям не запрещено, вторичных санкций за это покупку российской нефти по рыночной цене нет. Запрещено перевозить ее и страховать подобную перевозку, если стоимость нефти, залитая в танкер, выше ценового потолка", - пояснил он.
"Соответственно, для продолжения поставок России нужно найти максимальное количество лояльных танкеров, которые не будут отчитываться о том, сколько стоит нефть, которая заливается к ним на борт перед санкционными регуляторами США и Евросоюза. Россия попыталась пойти по этому пути. Насколько успешно ей удается, сказать пока сложно. В ближайшие несколько месяцев мы увидим это, потому что в принципе танкеров нужно много, ведь транспортное плечо увеличивается, а значит, время, когда танкеры находятся в пути, тоже растет. Причем нужны не абы какие танкеры, а те, которые согласны пойти на нарушение санкций. Скоро мы сможем узнать, какие объемы будут отгружаться в российских портах, и это покажет, достаточно ли танкеров или нет", - сообщил Игорь Юшков.
"Если же танкеров окажется недостаточно, России придется сократить экспорт нефти, и тогда вырастут цены. Поэтому в любом случае от эмбарго мы пострадаем не так сильно. Европейцы же из-за вступившего в силу эмбарго импорта российской нефти по морю теперь не могут покупать нашу нефть вовсе, что по потолку, что без потолка цены. Им в любом случае придется покупать другую нефть. В принципе, это перестроение рынка уже почти завершено. ЕС станет покупать вместо российской нефти больше нефти из ближневосточных производителей, из Африки и из США. Соответственно, мы занимаем место ближневосточных и африканских производителей на азиатских рынках. То есть мы просто меняемся рынками сбыта. При этом логистика от такой замены дорожает. Стоимость доставки теперь больше, и за все это в итоге опять заплатят потребители в Европе", - заключил экономист.